Чтобы ты заметно развивался И на месте не топтался, Чтоб фантазию ты проявлял, Я конструктор тебе взял. Из него сегодня ты построишь Домик сложный, если сможешь. А потом машину, корабли, Чтобы удивиться мы смогли.
С целью совершенствования работы по познавательному развитию воспитанников, выявления и распространения лучшего опыта, творчески работающих педагогов учреждения по созданию в группах центров конструирования в марте 2021 года в нашем ДОУ прошел смотр-конкурс «Лучший центр конструирования».
Задачи конкурса:
- совершенствовать педагогическое мастерство и творчество педагогов ДОУ по созданию центров конструирования;
- оптимизировать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, групповых помещений для реализации совместной со взрослыми и самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной);
- обогатить образовательный процесс новыми формами организации конструктивно-модельной деятельности;
- способствовать развитию у дошкольников конструктивно-модельной деятельности, появлению предпосылок развития элементарных инженерных навыков;
- развивать художественные способности детей, приобщать кдизайн деятельности (моделированию, проектированию, макетирования и оформительской деятельности;
- выявлять и поддерживать одаренных детей и инициативных педагогов;
- содействовать укреплению связей ДОУ с семьей.
Педагоги очень изобретательно подошли к созданию и оформлению пространства для центров конструирования, а также пополнили центры играми, пособиями и различным строительным материалом, изготовленными своими руками и приобретенными в магазинах.
В конкурсе принимали участие педагоги всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения. Итоги смотра — конкурса были подведены 18 марта 2021 года. Оценивание результатов смотра — конкурса возлагалось на жюри в составе:
Кандаевой О.А. -заведующий ДОУ;
Абрамовой С.А.- ст. воспитатель;
Ванюшкиной Т.В.-ст. воспитатель.
Предметно-развивающая среда в группах оценивалась по критериям в соответствии с Положением смотра-конкурса.
Основными критериями были определены:
- Доступность – свободный доступ детей к материалам и оборудованию центра; рациональность расположения центра конструирования группы и ДОУ;
- Содержательная насыщенность: создание условий для овладения детьми разными видами детского конструирования (художественного и технического) — из конструктора, модулей, бумаги, природного и иного материала;
- Соответствие материалов, оборудования центра возрасту детей;
- Вариативность содержания центра, предполагающая периодическую сменяемость материалов и оборудования центра в зависимости от образовательной ситуации;
- Методическая ценность и практическая значимость – наличие паспорта; методических разработок в соответствии с возрастной группой; различных графических планов, схем изделий, описание или наглядная презентация использования изделий, созданных детьми, в образовательном процессе;
- Эстетичность – материалы и оборудования имеют привлекательный вид, хорошо просматриваются;
- Оригинальность, эксклюзивность:
— при организации места расположения центра конструирования группы, ДОУ;
— оригинальность содержания — оригинальные, необычные виды конструкторов и материалов для конструирования
— проявление творчества, новизна идей, авторский подход. - Безопасность – обеспечение надежности и безопасности использования материалов и оборудования.
Воспитателями группы были представлены различные виды конструктора, методы и формы работы с воспитанниками, презентация Центр конструирования в ДОУ, выставку с работами детей.
konkursgruppy225_04_21_compressedКроме этого, воспитатели представили принципы, учет и реализация которых существенно повысят эффективность обучения детей конструированию:
- Формирование у детей обобщенных знаний, умений, способностей как общих средств выполнения различных задач происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу от общего к частному.
- Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по теме, по замыслу и др.), может иметь разную степень представленности и осуществляться в разной последовательности, выстраивание которой зависит от вида конструирования. Так, например, при организации конструирования из строительного материала детям младшего возраста вначале целесообразнее предлагать вариативные образцы каждой осваиваемой темы, далее — задания на их преобразование, а затем уже — тему конструирования. Детям же старшего возраста сразу дают задания на преобразование образца, затем — на конструирование по постепенно усложняющимся условиям и далее — конструирование по замыслу. При организации конструирования из деталей конструкторов, прежде всего, обеспечивается самостоятельное широкое экспериментирование с новым материалом, а затем даются проблемные задачи на достраивание заданной основы (конструирование по условиям, по собственному замыслу, по теме). Образцы в этом виде конструирования не используются. Аналогичные особенности имеет организация и других видов конструирования.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования позволяет организовывать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности.
- Включение конструирования в различные жизненные события (праздники, организация театра, поздравления с днями рождения, игра и т. п.) является мощным источником формирования у детей интереса и потребности конструировать не только для своих ровесников, но и для взрослых. При этом конструирование может выступать как интегрирующее начало разных видов детской деятельности, что приводит к обогащению и самого конструирования и других видов деятельности. Все это доставляет удовольствие не только ребенку, но и всем окружающим его людям: детям, педагогам, родителям.
- Организация целенаправленных наблюдений разных объектов на улице, на участке, в природном окружении — важный момент, определяющий развитие детских замыслов.
- Создание условий для экспериментирования с разными материалами (бумага, природные и бросовые материалы и др.) до предъявления каких-либо задач позволяет детям использовать открытые ими самими свойства этих материалов в поиске разных вариантов воплощения замысла, делает творчество более продуктивным и значимым. Предоставление детям самых разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности (изготовление поделок для игр, для украшения интерьеров детского сада). Для этих целей в каждой группе детского сада может быть создана мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т. д.). В каждой группе должно быть также и достаточное количество другого конструкторского материала: наборы строительных деталей, конструкторы и т. п.
Все это позволяет научить конструированию, как творческой деятельности и способствует эстетическому и эмоциональному развитию детей, формированию умения бережно относиться к природе и другим объектам из окружения.
Поздравляем всех участников смотр-конкурса «ЛУЧШИЙ ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ»!
Примите искренние слова благодарности за ежедневный вклад в будущее нашего детского сада – обучение и воспитание детей дошкольного возраста, и желаем крепкого здоровья, оптимизма, ярких творческих идей и их успешного воплощения в дальнейшей профессиональной деятельности!