В данном разделе нами рассматриваются особенности организации речевой среды разных возрастных групп без освещения вопросов организации предметной среды.
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
В качестве компонентов речевой развивающей среды выделяются:
— речь педагога;
— методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
— специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Грамотная речь педагога – важнейший составляющий компонент речевой среды, т.к. педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет воспитывающую и обучающую направленность. Речь педагога дошкольного образовательного учреждения должна отвечать следующим качествам:
— правильность – т.е. соответствие языковым нормам;
— точность – в речи адекватно отражается действительность, однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано;
— логичность – в высказывании присутствуют три смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Кроме этого педагог должен уметь правильно, грамотно и логично связывать между собой все предложения и части высказывания;
— чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
— выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания;
— богатство – количество слов и их смысловая насыщенность, использование разнообразных видов предложений;
— уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Подбор методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей, а также специального оборудования зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста. Линия речевого развития определяется речевой компетенцией, формируемой на этапе дошкольного детства.
Речевая компетенция – умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в из совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Лексическая составляющая предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, умение употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Ее содержательную линию составляют активный и пассивный словарный запас в пределах возрастной нормы. По количественной и качественной характеристике словарь ребенка таков, что он позволяет ему легко и непринужденно общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.
Грамматическая составляющая предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления разных грамматических форм. Ее содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование.
Фонетическая составляющая предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.
Диалогическая составляющая предполагает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Ее содержательная сторона – диалог, разговорная речь.
Монологическая составляющая предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказы, строить самостоятельные связные высказывания разных типов, формирование элементарных знаний о структуре текста, о типах связи внутри него.
Речевая развивающая среда первой младшей группы.
— грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
-методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: поручения, подсказ, образец, сопряженная речь и др.;
— методы и приемы , направленные на формирование умения слушать и слышать: рассказы, чтение;
— организация самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг и др., направленного на развитие инициативной речи.
Речевая развивающая среда второй младшей группы.
— грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
-методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности;
— методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: разговоры с детьми, рассказы, чтение;
— организация контактов со сверстниками;
— организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.
Речевая развивающая среда средней группы.
— грамотная речь педагога;
— методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
— методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с акцентом на стимулирование познавательного интереса;
— активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками;
— организация деятельности по рассматриванию, изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др. для развития объяснительной речи.
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп.
— грамотная речь педагога;
— методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотно отстаивать свою точку зрения;
— методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания: поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
— организация восприятия с последующим обсуждением;
— создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний